Главная » Статьи » Статьи

Артерия Золотой Колымы
И ложилась магистраль,
Как стрелой, пронзая
Тьму тайги, глухую даль
Северного края…

Эти строки Петра Нефедова посвящены знаменитой Колымской трассе, берущей начало с берега Охотского моря. Она соединяет два северных города: Магадан и Якутск. Официальное название трассы - “Колыма”, но часто её называют “Дорогой смерти”, «Дорогой на костях». Нас это заинтересовало, и мы решили узнать об этом подробнее. Изучая литературные источники про Колымскую трассу, мы открыли для себя много интересного. В своей работе мы расскажем о главных страницах ее истории, и героических, и трагических. А ещё, мы решили провести опрос, с целью выявить: насколько хорошо наши сверстники знают историю Колымской трассы.
Мы провели анкетирование среди школьников и их родителей. Всего было опрошено 48 человек в 3-х возрастных категориях. Как видно, больше всего приняло участие людей среднего возраста. Это родители наших школьников.
Мы задали пять вопросов и получили следующие результаты: На вопрос: «В каком году началось, и в каком закончилось строительство Колымской трассы?» большая часть школьников и их родителей ответила неправильно. Люди старшего возраста ответ на этот вопрос знают намного лучше.
Второй вопрос: «Какие населённые пункты соединяет Колымская трасса?» как видно озадачил школьников. Их родители и люди старшего поколения ответили в большей степени правильно. Примерно также они ответили на третий вопрос: «В каком году был построен первый Колымский мост?».
На вопрос «Какова протяжённость трассы?» точную цифру назвали немногие. Но надо отметить, что было много приблизительных ответов, например: «Около 2-х тысяч км».
И последний вопрос: «Интересовались ли вы историей Колымской трассы?» показал, что историей интересуются немногие. В целом, подводя итоги опроса, мы выяснили, что историю Колымской трассы знают не очень хорошо. Возможно, после нашего опроса кто-нибудь и заинтересуется ею.
Итак, Колымская трасса… это единственная транспортная артерия в Северо-Восточном регионе России
Вместе с ответвлениями она напоминает кровеносную систему громадного организма. Современная трасса начинается от Магадана - в нее переходит городской проспект имени Ленина. За Магаданом она окунается в горную тайгу, пересекает перевалы, реки. Трасса входит в десятку самых тяжелых дорог мира.
На сегодняшний день ее протяженность 2032 км, из них 835 км на территории Магаданской области и 1197 - на территории Якутии. В Якутске она примыкает к автодороге М-56 «Лена».
У трассы «Колыма» имеются два исторических ответвления. Один из них на территории Якутии, называется «Южной», или «Оймяконской» дорогой. Второй на территории Магаданской области — это Тенькинская дорога.
В Магаданской области от основной трассы отходят дороги на Талую, Среднекан, Сеймчан, Синегорье, Эльген.
Сегодня днем и ночью на трассе гудят тяжелогруженые машины. А когда-то на этом месте шумела тайга. Многие годы в качестве транспорта использовали лошадей. С открытием на Колыме и в Якутии месторождений золота, серебра, олова, каменного угля, возникла необходимость строительства автомобильных дорог. В 1931 году был создан трест «Дальстрой». 4 февраля 1932 г. в бухту Нагаево на пароходе «Сахалин» прибыла группа руководителей треста во главе с первым директором Э. П. Берзиным. Пароход доставил и первую группу заключенных.
Уже в июле 1932 года началось строительство дороги, а к осени уже было готово к эксплуатации 30 км. Дорогу вели, следуя рельефу местности, отчего трасса до сих пор имеет много криволинейных участков. Трудностей было много - рельеф, болота, наледи, мерзлота, отсутствие дорожной техники. Многие работы выполнялись вручную. Но, несмотря на это, строительство трассы шло очень интенсивно, о чем говорит служебная записка Н.Емельянова. В ней видно, что план перевыполнялся почти на 150%.
К ноябрю 1933 г. автомобильная дорога по временному варианту была доведена до пос. Мякит.
В августе 1935 г. был сдан уже готовый отрезок дороги до Атки.
Но строительство трассы сдерживалось из-за отсутствия мостов через большие реки. В 1936 г. взамен паромной переправы через Колыму в районе п. Дебин стали строить мост. Это была ударная стройка, и уже в мае 1937 г. р. Колыму перекрыли пролеты первого моста. Это был уникальнейший мост. Его длина по проекту – 385 метров. Изначально он был деревянным и очень красивым. В 1939 г. мост едва не разрушился из-за сильного наводнения. А во время войны пришел в аварийное состояние из-за тежеловесных машин и в 1953г. его заменили металлическим. Долгие годы этот мост являлся стратегическим объектом. В 2014году через Колыму построили новый мост.
В 1937 г. на строительстве трассы использовались автомобили Нижегородского автозавода. Это были знаменитые «полуторки». Первые машины шли с деревянными кабинами. Позднее, в 40-х годах, на трассу вышли «Студебекеры», поставляемые по лендлизу.
А трасса становилась все протяженнее. В декабре 1937 года началось строительство Тенькинской трассы.
В 1938 году лента дороги протянулась до п. Ягодный.
В 1939 году до пос. Берелех, а в 1942 году дорога дошла до пос. Кадыкчан. Весь участок от бухты Нагаево до Кадыкчана протяженностью 739 км был построен за 10 лет.
В 1941 году стратегические интересы страны потребовали скорейшей связи Якутии с золотодобывающей Колымой. И началось строительство Хандыгской трассы. Дорога длиной в 732 км через несколько перевалов была построена руками заключенных за 23 месяца.
Надо отметить, что перед войной планировалось строительство железной дороги, но так и не началось. На Колыме построили только две узкоколейки: Уптар – Красавица (100 км) и Эльген-Уголь - Таскан (80 км). Движение по рельсовому пути было открыто в 1932 году. В январе 1933 года появился первый паровоз - «Красный Таёжник».
Трасса в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны труд дорожников был еще более напряженным. К этому времени трасса достигла Якутии. По ней шли грузы для фронта. доставлялись товары, поступающих по лендлизу из США. Из-за недостатка нефтепродуктов на Колыме автомобильный транспорт был переведен на газогенераторное топливо. Новое оборудование выпускали на Магаданском авторемонтном заводе, в поселках Спорное, и Атка. Заготавливали «чурки», которые использовались как топливо. Каждый шофер, уходя в рейс, брал их до восьми мешков. Газгены можно было встретить на всех колымских дорогах. Как память о тех временах - стела с грузовичком на въезде в Палатку. В 1945г. на ВДНХ колымские газгены заняли первое место.
Колымская трасса и ГУЛАГ
В истории Колымской трассы есть печальная страница, связанная с ГУЛАГом. Несколько десятилетий назад это была дорога в преисподнюю. Дорога от лагеря к лагерю. Тысячи километров на зэковских костях. Все двадцать лет, с первого и до последнего, дорогу строили заключённые. Сколько их было привлечено к сооружению дороги, документы умалчивают. На строительстве трассы работали и вольнонаемные, но заключенных было намного больше По данным Государственного Архива общее количество заключенных Севвостлага составило более 2 млн человек. Рабочие в тяжелых условиях строили дорогу день и ночь. Для многих трасса стала могилой, так как умерших не хоронили, а трамбовали прямо в дорожное полотно. Эту трассу еще называют самой длинной в мире братской могилой.
Лагеря были по всей трассе. Она и по сей день хранит память о зловещих временах сталинского режима - остатки концлагерей, заросшие кладбища вдоль дороги. Вот примеры некоторых из них:
Бутугычаг – «Долина смерти»
Находился он недалеко от п. Усть-Омчуг. Для большинства северян он стал как бы символом трагедии всей лагерной Колымы. Здесь добывали и обогащали олово. Позднее, в 1948 году, разрабатывали урановые месторождения. Работа была смертельно-опасной. В этом лагере сидел писатель Анатолий Жигулин
Лагерь «Хета»
Недалеко от п.Атка можно увиедеть эти развалины из ярко-красного кирпича. На этом месте в 1939 году были оловянный рудник и обогатительная фабрика. Здесь же находилась Центральная больница Севвостлага, которая в 1949 г. была ликвидирована и переведена в пос. Дебин. В 2005 году здесь на кладбище заключенных установлен поминальный крест.
«Днепровский» - дорога в один конец
Рудник "Днепровский" - один из сталинских лагерей на Колыме. Здесь тоже добывали олово. Все годы деятельности «Днепровского» основными орудиями труда здесь являлись кирка, лопата, лом и тачка. Это остатки железной дороги, по которой руда на вагонетках опускалась вниз с сопки.
«Кинжал»
"Кинжал" - так назывался лагерь-рудник, располагавшийся недалеко от п. Оротукан. О былом сейчас напоминают разрушенные сооружения и деревянная эстакада для промывочного прибора. Рудник просуществовал до середины 50-х годов. На руднике "Кинжал" отбывал срок артист кино Г. С. Жжёнов.
«Серпантинка» - Это страшное место находилось около п. Хаттынах. Здесь в конце 30-х годов проводились массовые расстрелы заключенных. 22 июня 1991 года на месте тюрьмы-барака был сооружен скромный памятник всем погибшим на Колыме в годы террора
В Сусуманском районе лагеря были в поселках Берелех, Кадыкчан, Холодный и многих других. Много лагерей находилось и на территории Якутии. Хандыга, Тополиный, и другие. В поселке Теплый Ключ есть музей в память о лагерном прошлом.
Сегодня мы все должны помнить, что настоящее мы имеем благодаря тем, кто как рабы трудились и умирали на строительстве печально известного Колымского тракта, добывали золото и другие полезные ископаемые для страны.
В настоящее время по трассе мощные современные автомашины развозят грузы от морского порта к поселкам и предприятиям Магаданской области и Якутии. Жизненно важную для всего региона дорогу медленно, но улучшают. Ежегодно ведутся работы по капитальному и текущему ремонту. Сейчас дорожники прокладывают новые автодороги, спрямляют отдельные участки Колымской трассы. Некоторые участки заасфальтированы. Но все же, по мнению водителей, дорога находится в не очень хорошем состоянии. Главными трудностями, с которыми они сталкиваются в пути, являются:
- пыль, плохая видимость, размытые участки в летний сезон
- наледи, отсутствие связи, наличие опасных участков
Почти все считают, что дороге необходимо твердое покрытие
На Якутском участке трассы главная проблема – отсутствие моста через Алдан в районе Хандыги. В настоящее время перевозки через реку осуществляются паромом.
В заключение хотелось бы сказать, что любая дорога – это, прежде всего, люди. Многие имена тех, кто трудился на колымской трассе в страшные для страны годы, история не сохранила. Но виден итог их работы в суровом краю – действующая дорога. На выезде из г. Магадана есть памятник дорожникам. Это дань памяти всем, кто в труднейших условиях строил Колымскую трассу – душу Колымы и главный орган колымского организма.
Наша трасса - наша Лета,
Чуть струится речкой тонкой,
Сквозь сердца, по Краю Света,
Из минувшего - к потомкам!
Категория: Статьи | Добавил: Shkola_ (24.04.2015)
Просмотров: 674 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0