Главная » 2011 » Февраль » 25 » О программе развития "Учебный социокультурный комплекс"
11:40
О программе развития "Учебный социокультурный комплекс"
Программа развития «Учебный социокультурный комплекс» была разработана в 2006году и построена на основе представлений о взаимодействии дошкольного и общего образования, обладающая разветвлённой сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкального, художественного, спортивного). Программа Развития является стратегическим документом для деятельности нашего ОУ. В качестве ведущих положений стратегии модернизации образования учащихся выдвигаются следующие:
1. Создание целостной системы непрерывного образования детей непосредственно по месту их проживания, характеристиками которой являются: доступность, гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность, открытость.
2. Образовательная деятельность осуществляется в рамках единого образовательного комплекса, имеющего хорошо структурированную основу: ДРГ, средняя школа, дополнительное образование (кружки РЦДТ, филиал детской школы искусств п. Ягодное, секция футбола))
Являясь единственным учреждением среднего образования в посёлке, школа идёт в ногу со временем и старается аккумулировать в себе самый лучший передовой опыт педагогической работы. А значит, здесь формируется та атмосфера, в которой ребёнок может полноценно развиваться духовно, физически и культурно. В том, что школа, по сути своей, есть особое социокультурное пространство, сомневаться не приходится. В ней ребёнок впервые знакомится с новыми социальными ролями, получает определённый баланс знаний, раскрывает свой творческий потенциал. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесёт через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережали его. С первых дней пребывания в школе дети окунаются в атмосферу, где педагоги, открывая им двери в удивительный мир знаний, руководствуются в своей работе принципами личностной, культурной и деятельностной ориентации. Практически все дети от природы талантливы, и школа как социальный центр, призвана не только дать им образование, но и помочь развить таланты.
Программа Развития включает 3 этапа освоения и внедрения:
1 этап (2006-2007 гг) – подготовительный. Открытие разновозрастной группы дошкольного образования, составление программы развития школы, апробация и внедрение программы;
2 этап (2007-2009 гг) – практический. Организация адаптивного учебно-воспитательного процесса, корректировка программы;
3 этап (2009-2011 гг) – результативный. Самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
На сегодняшний день реализуется 3 этап Программы развития, то есть результативный. Содержание работы в СКК реализовывается через разработанный алгоритм, включающий несколько ( 6) блоков. И сегодня нам хочется рассказать о проделанной работе, проанализировать результативность основных блоков программы, поговорить о том, что удалось, а что не получилось, что можно изменить или добавить.
Я буду говорить о содержательной стороне, а Колесникова Н. А. познакомит с диагностикой эффективности работы в СКК.

Блок №1. Достижение современного качества образования.
Первой ступенью обучения в СКК является РВГ.
В марте 2008 года открылась РВГ. Обучение в СКК осуществляется по сквозным программам дошкольное – начальное – основное – среднее образование. Дошкольное образование охватывает детей в возрасте с 4 лет, его задача – подготовка к общему образованию посредством развития базовых способностей через активные занятия с педагогами. Взаимодействие РВГ и школы носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Цель данного взаимодействия – обеспечить преемственность учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольников к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.
Нами разработан план совместной деятельности по развитию познавательной активности ребёнка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникабельности, любознательности, исследовательского интереса, ответственности, которые являются основаниями преемственности для РВГ и начальной школы. Методическую работу координируют совместные педсоветы и совещания, заседания МО, участниками которых являются учителя и воспитатели. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего возраста, серьёзное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, подготовки к обучению дошкольников грамоте, готовность к обучению чтению. Система взаимодействия начальной школы с РВГ осуществляется через знакомство с программой подготовительной группы и 1 класса, проведение открытых занятий, организацию Дней открытых дверей для родителей и воспитанников группы, обзорные экскурсии по учебным кабинетам, в краеведческий музей и на урок в 1 класс, совместное проведение месячников, спортивных мероприятий и разнообразных праздников и развлечений: День народного единства, День России, посвящение в первоклассники, Новый год, 8 марта и другие. На родительских собраниях для родителей будущих первоклассников обсуждаются вопросы приёма и обучения в 1 класс. Совместно обсуждаются итоги успеваемости выпускников РВГ, причины неуспеваемости, проблемы дезадаптации, взаимопосещения уроков и занятий. Учитель уже до поступления ребёнка в школу хорошо знает способности и возможности детей, их уровень развития. Это помогает спланировать индивидуальную работу с каждым учеником.

РГВ «Капелька» работает по типовой программе воспитания и обучения в детском саду М.А.Васильевой. Также в работе используется региональная программа «Северячок», авторы Труфанова Л.А., Давыдова Л.С.). Занятия проводятся с подгруппами детей, средней, старшей и подготовительной. Больше внимания уделяется воспитанникам старшей и подготовительной подгруппам по подготовке к обучению в школе. Проводятся такие занятия : формирование элементарных математических представлений, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, художественная литература, музыкальные, физкультурные, экологические.
Воспитанники РВГ являются постоянными участниками очно-заочной интеллектуальной олимпиады и показывают хорошие результаты. Ежегодно в мае проводится диагностика готовности детей к обучению в школе. Детям предлагаются различные задания, с помощью которых выясняется их эмоциональная и умственная готовность к школе.
Выпускники двух лет показали следующие результаты:
2009 год - из 7 человек – 5 – средний (Шарыпова Л., Мистоева Л., Чернов С.,Васин Д., Деревянкина Т.), 2 – низкий (Яцухно В., Изотов С.). Дети справились с 67% заданий. Первые дети, пришедшие в РВГ в 2008 и выпускающиеся в 2009, не имели базовых знаний, которые они должны были получить, посещая несколько лет дошкольное учреждение. Приходилось постоянно возвращаться назад, к материалу старшей, а то и средней группы и наверстывать упущенное, т.к. дети не усваивали материал подготовительной группы без знания основ. Естественно, за всего лишь один год посещения эти дети всего не наверстали.
2010 год – из 3 человек – 3 – средний уровень (Зарембицкий К., Макоткина А., Петренко Н.). Дети справились с 76% заданий. Дети, выпускающиеся в 2010 году, уже имели базовые знания, т.к. посещали РВГ второй год. Ситуация улучшилась. Новый материал усваивался значительно легче и проще.
На родительских собраниях в конце года родители были ознакомлены с результатами диагностик и даны задания на лето для коррекции. В 2010 году диагностические тетради с выполненными заданиями отданы родителям на руки.

Второй ступенью обучения является начальная школа.

Начальная школа
Начальная школа является ключевой ступенью в образовательной системе и решает задачи развития базовых способностей ребёнка, с которыми он пришёл из РВГ, формирует главные инструменты сознания. На этом этапе Программы предполагается включение механизмов управления качеством и мониторинга движения к модельным характеристикам выпускника начальной школы. Критериями достижения качества в начальной школе являются: развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка, развитие его базовых способностей, укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Начальная школа, хотя и работает несколько лет в режиме малокомплектной школы, является прочной базой знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу,
Иностранный язык изучается со 2 класса, в 2010 году ввели изучение информатики в 3 и 4 классах, в 2011году планируется переход на государственные образовательные стандарты второго поколения. Учащиеся 4 класса принимали участие в мониторинге учебных достижений…
Третьей ступенью обучения является основная школа.
Основная школа реализует задачу развития базовых способностей детей, создаёт ситуацию выбора и познавательной ориентации через предпрофильную подготовку.
Учащиеся в основной школе переходят к изучению основ наук, установлению единой системы знаний, получаемых по различным дисциплинам. Усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии. Введение элективных курсов обеспечивает предпрофильную подготовку учащихся.
Четвёртой ступенью обучения является старшая школа.
В старшей школе учащиеся постепенно включаются в проектную деятельность. Она учит определять стратегию решения проблемы, спланировать ресурсы и потребности в планируемом результате, требует умения работать с информацией. Развивает способность разрешать противоречия, приводить аргументы, публично предъявлять результаты работы. Общее образование в старшей школе, формируя ключевые компетенции, должно формировать главную из них; готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненной задачи.
Педагоги школы (11 человек) не хотят менять место работы и профессию, молодые педагоги видят возможности карьерного роста в образовательной среде. О позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению может свидетельствовать и то, что 4 (36%) педагогов являются выпускниками школы, в школе учатся или учились дети учителей. Все учителя школы освоили компьютер, а большая часть учителей школы используют в своей работе информационно-коммуникационные технологии не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе. Учителя регулярно повышают свою квалификацию на курсах в ИПКПК г. Магадана, через районные семинары, участие в профессиональных праздниках, самообразование. У большей части педколлектива сформирована мотивация на начало и продолжение инновационной деятельности.
2 педагога Уткина Г. П., Денисенко Г. А. имеют звания.
Педагоги школы – активные участники районного конкурса «Педагог года». Тимаева Д. Б. – педагог – организатор, призёр районного конкурса « Педагог года – 2004» в номинации учитель – воспитатель, Проскурина Т.Г. – учитель русского языка и литературы, призёр районного конкурса « Педагог года – 2007». Виноградов В.А. – преподаватель – организатор ОБЖ стал победителем 10 – юбилейного районного конкурса « Педагог года – 2009»и победителем в номинации « Лучший преподаватель – организатор ОБЖ» областного конкурса «Педагог года Магаданской области – 2009».В 2009 году в рамках районного конкурса «Педагог года 2010» Макущенко Т.В. приняла участие в конкурсе педагогического мастерства классных руководителей «Самый классный классный».
Следует отметить, не всё у нас сработало, не всё получилось по реализации этого блока. На это есть объективные и субъективные причины: группа открылась только в 2008г., и дети не имели хорошей подготовки к школе, социум не улучшается, отток людей из посёлка увеличивается. Но работу эту будем продолжать, в посёлке начинается строительство колымского моста, ожидается приток людей, может будут новые ученики…
Для этого мы планируем ввести в 8 классе переводные экзамены по основным предметам, использовать сетевое взаимодействие с МОУ «СОШ п. Синегорье» по проведению элективных курсов по выбору учащихся, совершенствовать методы обучения в малокомплектной начальной школе, развивать новые формы и механизмы оценки качества обучения учащихся; повышать мотивацию обучения школьников, строить работу так, чтобы она способствовала росту результативности учащихся в школьных и районных олимпиадах и конкурсах.

Блок №2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
и учащихся образовательного процесса


Данному вопросу в школе уделяется должное внимание. До поступления в РВГ каждый ребёнок проходит обследование состояния здоровья. Результаты обследования фиксируют воспитатели и классные руководители в листках здоровья в классных журналах. Проведение регулярных профилактических медицинских осмотров воспитанников и учащихся позволяет создать банк данных о состоянии здоровья детей.
Учителя – предметники проводят на своих уроках и во внеклассной работе гигиеническое воспитание, популяризацию навыков ЗОЖ. В школе проводится единый день профилактики наркомании, Всемирный день здоровья, месячник Здоровья, учащиеся школы – участники школы волонтёров «За здоровый образ жизни»
Ежегодно в школе выполняется косметический ремонт учебных кабинетов и помещений, Постоянно соблюдается температурный и световой режим, обеззараживание воздуха проводится с помощью бактерицидных облучателей, в школе есть медицинский кабинет, который оснащён надлежащим медицинским оборудованием, согласно требованиям, Персоналом выполняются режимные санитарно-эпидемиологические требования. Своевременно принимаются меры по профилактике острых ОРВИ, гриппа и кишечных инфекций. Под контролем находится соблюдение санитарно-гигиенический режим на пищеблоке, витаминизация третьих блюд. В учебное время и летний период организовано полноценное, сбалансированное питание. В течение всего года проводится физическое воспитание и закаливание учащихся, соблюдаются физиологические нормы нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
Вся эта работа дает положительные результаты: снижется уровень заболеваемости учащихся, наблюдается динамика уменьшения количества дней, пропущенных по болезни.
В целом реализация этого блока Программы не вызывает больших затруднений. Хотелось бы, чтобы в школе были постоянные специалисты: медсестра, психолог.

Блок №3. Совершенствование воспитательной системы

Воспитательная работа в нашей школе является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Администрация и педагогический коллектив школы ведут работу по созданию собственной воспитательной системы, в основу которой положены принципы эффективности социального взаимодействия, принципы концентрации воспитания на развитие социальной компетентности личности.
Воспитательная работа в школе включает:
 воспитание в процессе обучения
 внеурочную деятельность
 внеклассную воспитательную работу
 внешкольную воспитательную работу
 работу с родителями и общественностью
Координирует воспитательную работу – орган ученического самоуправления – Совет школьников «Искорки». В течение всего учебного года работают центры «Учёба», «Отечество», «Порядок», «Досуг», «Пресс-центр», «Спорт», которые занимаются вопросами организации и проведения общешкольных мероприятий, торжественных и рабочих линеек, проведением рейдов по проверке сохранности учебников, подготовки домашних заданий, соблюдения правил поведения, дежурства в учебных кабинетах и школе, в работе Совета профилактики.
Все общешкольные воспитательные мероприятия строятся по технологии КТД (по И.П. Иванову). Именно эта форма воспитательной работы наиболее полно позволяет раскрыть нашим ученикам свой творческий потенциал. В школе сложились свои традиции. Это проведение Дня Знаний, Декады здоровья, операции «Брусничка», Дня Учителя, Месячника «За здоровый образ жизни», Месячника «Безопасности», Дня народного единства, акции «Внимание, дети», праздника «Осенний бал», Дня Матери, Дня России, Новогоднего бала, Дня Защитника Отечества, Международного женского дня 8 Марта, Всемирного дня здоровья, Месячника гражданско-патриотического воспитания, декады Жизнь без наркотиков, Вахты Памяти, Последнего звонка и Выпускного бала.
Центром гражданско-патриотического воспитания является школьный краеведческий Музей. На базе Музея проводятся не только познавательные и воспитательные мероприятия, но и учебные такие, как предметные школьные олимпиады, научно-практические конференции, литературные гостиные, конкурс «Ученик года».
Учащиеся школы – постоянные участники поселковых праздников: «Рождественские колядки», «Масленица», «День посёлка», День Памяти и скорби, День Победы и районных слётов органов ученического самоуправления, экослётов, фестивалей, конкурсов таких, как « Ученик года», « Самый классный класс», « Всероссийская перепись населения 2010 года», « Мои права и обязанности», « Неделя подростка», конкурсов рисунков на разную тематику и многих других.
В школе начата работа по созданию школьного фонда авторского творчества, инициатором которого стала Проскурина Т. Г. У нас уже создана целая папка печатных изданий внешкольных мероприятий с приложением видео- аудиозаписей.
В целом, реализация этого блока Программы не вызывает затруднений. Но воспитательная работа требует дальнейшего совершенства, использования новых форм организации.

Блок №4. Повышение роли семьи в
воспитательно-образовательном процессе

Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. С принятием закона РФ « Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
А для этого нужно знать каждую семью. Ежегодно на начало года обновляется социальный паспорт школы, формируется база данных о семьях. На сегодняшний день в школе обучается 46 человек (40 семей) из них полных семей 25 – 63%,
неполных семей – 13 – 33 % (воспитывает одна мать)
многодетных семей – 4 – 10%
неблагополучных семей – 9 – 23%
социально-неблагополучных семей – 1 – 3%
семьи группы риска – 13 – 33%
6 учащихся стоят на ВКУ – 13%
2 ученика стоят на ВШК – 4%
По результатам микроисследований уровня образованности семей школьников, выявлено, что количество родителей, имеющих высшее образование, составляет 5 %, что не может не сказаться на снижение процента учащихся, имеющих высокую мотивацию к обучению, на интерес к учебе и желание продолжать обучение. Многие родители не служат детям авторитетом для развития интереса к учебе, для воспитания сознательного отношения к учебному труду.
Исходя из данных социального паспорта школы видно, что проблемы в воспитании существуют, что работе с родителями необходимо уделять большое внимание.

В нашей школе ведётся определённая работа с родителями как неотъемлемая составляющая в повышении воспитательного потенциала школы. Основными направлениями организации работы нашего учреждения с семьёй являются:
-организация диагностической работы по изучению семей и составление социального паспорта школы;
-использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьёй;
-организация психолого – педагогического просвещения родителей;
-создание системы массовых мероприятий с родителей, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей, учащихся, воспитанников;
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
-внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
-оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;
- активное включение в работу с семьёй педагогов дополнительного образования, педагога – организатора, библиотекаря, воспитателя группы продлённого дня.
В нашей школе существуют такие формы взаимодействия педагогов и родителей:
• Родительское собрание.
• Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» Вечера вопросов и ответов.
• Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания. Встречи родительской общественности с администрацией школы.
• День открытых дверей для родителей.
Работа с родителями всегда сложна и кропотлива, и не всегда даёт положительные результаты, но без неё нельзя. Необходимо в дальнейшем использовать в работе наиболее эффективные формы сотрудничества с семьей.

Блок №5. Развитие внешних связей.

Роль школы как социокультурного центра велика для внутришкольного пространства. На базе школы и её социальных партнёров создана сеть кружков и секций с целью усиления влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности детей.
Социокультурное пространство, которое создано в школе расширяется до масштаба всего поселка Дебин, устанавливаются прочные связи с учреждениями и организациями, расположенными и действующими на территории поселка Дебин, а именно:
• С Администрацией муниципального образования «поселок Дебин» - Глава - Руденко Евгения Ивановна
• МОПТД № 2 – Гл.врач – Гончаров Георгий Борисович
• ООО «Спокойный» - директор – Найман Владимир Августович
• ООО «Дебинская теплосеть» - директор – Руденко Николай Алексеевич
• ФАП – фельдшер – Чернова Марина Владимировна
• Библиотека муниципального образования поселок Дебин – Антонова Ирина Николаевна
• Дом культуры п.Дебин – директор – Прокопенко Лариса Ивановна
• ФГУДЭП № 247 – Жижка Валентин Борисович
Все перечисленные учреждения и организации являются партнерами школы, которые обеспечивают ее ресурсный потенциал, статус и широкую вариативность творческой активности:
Самым важным и жизненно необходимым партнерам школы является администрация поселка Дебин. О нашей совместной работе расскажет глава – Руденко Е.И.
В здании школы работает филиал школы искусств под руководством педагогов Прокопенко Л.И. и Карчинской Э.Г. 11.08.2010 года в поселке открылся культурный центр – Дом культуры. Слово директору Дома культуры Прокопенко Л.И.
Педагоги дополнительного образования развивают свободное творчество личности ребёнка на основе выбора занятий. В школе работают кружки РЦДТ « Сувениры» и « Мягкая игрушка», филиал музыкальной школы п. Ягодное, где ребята осваивают фортепьяно и занимаются хоровым пением, секция футбола от комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Ягоднинского района (Семенова Л.Г., Виноградов В.А.)
Отдельно хочу сказать о директоре ООО «Спокойный» Наймане Владимире Августовиче. Он не равнодушен к проблемам школы, его искренне интересуют внутренний мир школьников, чем живут наши дети, что для них ценно и какие планы строят на будущее. Владимир Августович индивидуально трудоустраивал учащихся школы на работу в полевых условиях на летний период. Он является спонсором при реализации многих проектов школы, помогает завозить грунт на школьный огород, выполнить сварочные работы по ремонту оборудования. Так, например, изготовлены ограждения для крыши школы, подставка для электротитана в школьной столовой, отремонтирована скамейка для РВГ,
Работники дорожного управления отзывчивы на просьбы: с их помощью отсыпана дорога к школе, выравнен подъезд к школьному гаражу, перевозились габаритные предметы из других посёлков.
Налажено сотрудничество с ФАП, заведующая которым обеспечивает медицинское обслуживание школьников и оказывает помощь при проведении практических занятий по медико-санитарной подготовке учащихся старших классов.
ООО «Дебинская теплосеть» во главе с Руденко Николаем Алексеевичем постоянно помогает нам выполнить все сантехнические работы, промывку и опрессовку системы отопления, своевременную чистку территории школы от снега.
Работники противотурберкулезного диспансера в период летней кампании принимают анализы учащихся и работников школы, ведут просветительную работу с учащимися в течение учебного года.
Социокультурный комплекс является благоприятной средой развития индивидуальности поселкового ребенка. Традиционно характерной чертой поселкового образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но и поселкового сообщества в целом. Ребенок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияет на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств.

Деловая игра « Моделирование культурно-образовательного пространства ученика СКК»
(участники игры: ученики, педагоги и родители)
1.Каким представляется вам желаемый образ выпускника нашего СКК ? Назовите 3 – 5 наиболее важных качеств, которыми должны обладать юноши и девушки в этом возрасте, и обоснуйте свою точку зрения.

2.Что в работе Дебинской школы ,учреждений культуры и других организаций способствует формированию названных качеств?

3.А что является серьёзным препятствием в этом процессе?
Просмотров: 830 | Добавил: Shkola | Рейтинг: 0.0/0