Главная » 2018 » Февраль » 9 » Опыт работы участника районного конкурса «Педагог года 2018»
16:29
Опыт работы участника районного конкурса «Педагог года 2018»
Опыт работы участника районного конкурса «Педагог года 2018»
учителя начальных классов Нестеренко Л.Н.
на тему: «Развитие познавательной деятельности на уроках математики»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
В современной школе ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Запросы современного образования нацеленного на развитие гармоничной, творческой, интересующейся личности делает проблему изучения познавательных интересов, в том числе на уроках математики, весьма актуальной.
Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением развивать познавательную деятельность учащихся. Суть данного развития младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Математика в начальных классах является очень важным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения.
Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности, поэтому должны изменяться способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.
Многим современным детям математика дается трудно потому, что у них недостаточно способностей к изучению предмета: не развито образное мышление, небольшой словарный запас затрудняет решение логических задач, что сказывается на качестве знаний по математике и на угасании интереса к предмету. И именно дидактические игры, логические задачи и задачи повышенной трудности активизируют внимание, расширяют кругозор, тренируют мышление, прививают интерес к предмету и развивают творческую фантазию.
Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагают в качестве исходных.
Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность (правило), по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и, применяя метод аналогии, решить вторую часть задачи.
Ученику понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.
Задания повышенной трудности способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти задания помогают внести в учебный процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес к предмету.
Одна из важнейших задач - развитие у школьников логического мышления. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Используя разнообразные формы, методы и приемы обучения, необходимо постоянно помнить, что педагог даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает.
Познавательные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большая роль в отборе средств, методов и приемов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.
Выбирая средства, методы и приемы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения целей обучения.
Благодаря системному использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у ряда учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла.
Просмотров: 36 | Добавил: Shkola_ | Рейтинг: 0.0/0