Главная » 2017 » Февраль » 12 » Опыт работы участника конкурса «Педагог года 2017»
17:39
Опыт работы участника конкурса «Педагог года 2017»
Опыт работы участника конкурса «Педагог года 2017»
учителя русского языка и литературы Проскуриной Т.Г.
на тему: «Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией на уроках русского языка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В своей профессиональной деятельности я уделяю особое внимание формированию грамотного письма и осознанного чтения, однако часто сталкиваюсь с нарушениями языковых способностей учащихся.
Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных и часто встречающихся в школьном обучении, нацеленном на формирование носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются как в начальной школе, так и в средних, и в старших классах не только коррекционных, но и массовых школ, что становится одной из причин школьной дезадаптации и препятствует усвоению знаний в школе. Отсутствие же специально организованной коррекционной работы способствует закреплению и усложнению симптоматики дисграфии и развитие последующей дизорфографии.
Письмо и чтение как деятельность стимулирует психическое развитие ребенка, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности, поэтому овладение письмом и чтением является не только целью, но и средством дальнейшего получения знаний учащимися. Нарушения формирования письма не только препятствуют успешности обучения, но и могут стать причиной вторичных психических наслоений, отклонений в формировании личности ребенка.
Трудности в овладении орфографией отрицательно влияют на формирование личности ребенка на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях, ведут к неуспеваемости по русскому языку, а в дальнейшем – к социальной дезадаптации, поскольку освоение пространства без умения перерабатывать постоянного возрастающие объемы информации в современном мире невозможно.
По исследованиям разных специалистов, детей с трудностями овладения письмом и грамотностью сегодня от 15 до 30%. И хотя в настоящее время в отечественной и зарубежной логопедии и педагогике освещены вопросы симптоматики, механизмов, структуры этого речевого расстройства, разработаны общие методологические подходы и направления коррекции, проблема является недостаточно исследованной, а эффективность работы как учителя, так и логопеда по коррекции дисграфии и дизорфографии недостаточно высока, что обуславливает актуальность данной работы.
В данном контексте значимость логопедической и педагогической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
В условиях интенсификации процессов обучения грамоте, усложнения школьных программ и повышения требований к результатам обучения, современной школе необходима система сопровождения ребенка с дизорфографией, обеспечивающая гибкую адаптацию содержания коррекционно-логопедической и психолого-педагогической работы к их индивидуальным образовательным потребностям. Использование комплексных коррекционных логопедических и педагогических стратегий является необходимым условием создания такой системы.
Однако не всегда учитель русского языка и литературы может рассчитывать на помощь логопеда. В небольших школах это невозможно. Поэтому коррекционно-педагогическая работа учителя русского языка и литературы в небольших школах, где отсутствует помощь логопеда, необычайно важна.
В работе по преодолению нарушений письма можно и нужно использовать огромный опыт методики обучения русскому языку в школе и дополнять его ведущими логопедическими приемами и методами. Поэтому на уроках русского языка я использую логопедические технологии, позволяющие разнообразить деятельность учащихся, привлекать внимание к интересным языковым явлениям, развивать такие важные компоненты деятельности, как память и внимание и вести профилактическую и коррекционную работу по преодолению нарушения письма.
Логопедические приемы и методы – это, прежде всего, занимательные игры и задания, дополняющие и закрепляющие полученные знания. Это система упражнений, нацеленная на создание позитивного восприятия занятия, мотивирующая ребенка к преодолению проблемы, формирующая у него основные компоненты учебной деятельности – мотивацию и саморегуляцию.
Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы, придает особое значение предупреждающей логокоррекционной работе, указывает на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям. Создание такой системы невозможно без объединения усилий педагогов общеобразовательных школ и логопедов.
В условиях сближения систем общего и специального (коррекционного) образования, постепенного перехода к новым формам обучения теоретические и методологические основы обучения русскому языку должны развиваться и совершенствоваться, поэтому необходимо активно разрабатывать технологии и методы индивидуального и коррекционно-развивающего подходов обучения орфографии.
В работе «Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией на уроках русского языка» была сделана попытка обобщить свой опыт работы по данной проблеме, объединив приемы и методы педагогов и логопедов.









Просмотров: 112 | Добавил: Shkola_ | Рейтинг: 0.0/0